Tłumaczenia (rosyjski)

Украинцы среди вахмайстеров в Павиаке

Podoba Ci się to co robimy? Wesprzyj projekt Magna Polonia!

Нынешняя политическая ситуация, когда в Украине происходит открытое прославление нацистских организаций и коллаборационистов нацистской Германии, и в то же время отношение к полякам полно презрения и требований, делает нашей обязанностию приблизить реальное лицо Второй мировой войны, основанное не на вымышленных мифах, а подкрепленное воспоминаниями достоверных людей и документами.
Леон Ванат (1905-1977), принимавший участие в польской кампании 1939 года, несомненно, принадлежит к таким достоверным людям. В марте 1940 года он был арестован Гестапо. Его отвезли в тюрьму Павиак. Благодаря знанию немецкого он стал тюремным писателем. Ему удалось удрать с Павиака в июле 1944 года. Благодаря знаниям, полученным во время пребывания в Павиаке, он стал одним из важнейших свидетелей обвинения на варшавском процессе над Йозефом Мейзингером, командующим гестапо в Варшавском округе, и на гамбургском процессе над Людвигом Ганом.
В своей книге “За стенами Павиака”, опубликованной в 1958 году, он отнеслся к присутствии украинцев среди вахмайстеров (охранников) Павиака. Как он и писал,
(…) Немецкие вахмайстеры теперь были заняты подготовкой “новобранцев”. Неудивительно, что террор в Павиаке усилился. Имело место множество случаев нанесения тяжелых и смертельных ранений, повешения или особых преследований, толковые ученики часто преобладают своих мастерoв. В этот период украинцы, кажется, довольны собой, и в своем рвении они превосходят друг друга.
Сначала немецкие вахмайстеры обращались к украинцам как к товарищам (Kamerad), что было очень лестно по отношению к этим последним[1].
Вспоминая далше об их службе, Леон Ванат писал.
(…) Среди украинских сторожов было много жестких и безжалостных мерзавецов и денщиков. В том числе: Иван Барченко, А. Дзюбенко, А. Григорий, А. Коровенко, Коваленко, Козаченко – так называемый “Петр”, Алексей Вязовский и Иван Запорожец. Они часто добровольно принимали участие в казнях заключенных[2].
В своих воспоминаниях тюремный писатель отметил, что немецкий садист Бюркль 10 апреля 1942 года убил лейтенанта Войска Польского Станислава Крика за:
(…)оттеснение украинского вахмайстера, когда он хотел ударить его[3].
Мемуары свидетеля этих событий дают лучший свет на реальность сотрудничества украинцев с Третьим Рейхом, которое развивалось не только во время Второй мировой войны, но и задолго до того, как она вспыхнула.
Как поляки, мы должны осознать, что некритическая поддержка государства, ставящего на пьедестал геноциды и военных преступников, ставит нашу Родину в невыгодное положение в общественном мнении во всем мире.
В то же время развитие в Украине культа неонацистских организаций под символом Украинской повстанческой армии рано или поздно обернется против безопасности Польши и поляков. Кто тогда возьмет на себя ответственность из-за отсутствия должных реакции в момент возрождения кровавой нацистской идеологии за нашей восточной границей ?

Tłum. Jan D.
[Wróć do tekstu w języku polskim]

Podoba Ci się to co robimy? Wesprzyj projekt Magna Polonia!